Гимназия восточных языков No4

Меню

Рекомендации психолога родителям первоклассников

Рекомендации психолога родителям  первоклассников.

 

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Этапы школьной адаптации

Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

1 этап – это  ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 3 недели.

2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недели.

3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.

Поэтому,  чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. Продолжительность данного этапа – 1 неделя.

Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются  1-4 недели.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелания выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
  • жалобы  на  те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности  утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое  самочувствие.

 

 

 «Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил  в школу с удовольствием?»

 

1. Не говорите о школе плохо не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.

6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

 

 

 

 Рекомендации родителям

1. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие — гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

2. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения — истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

3. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку будьте последовательны — и не уступайте ему.  Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребенка, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.

4. Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты — не слышу».

5. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

6. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Лоска смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

7. Ни в чем не подозревайте ребенка, доже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

8. Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба' «Мы тебя поим, кормим...»

9. Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером — мальчик уже спит. А в воскресенье папа — на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»

10. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

11. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

12. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

13. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

14. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребенка у дверей, когда онвозвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

15. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

 

 

 

Удачи и счастье детей

 

1. Создайте для ребенка безопасную психологическую базу.

2. Поддерживайте способности ребенка и проявляйте сочувствие при неудачах, объясняя, что для успеха требуются время и терпение.

3. Учите ребенка достигать цели: определять приоритеты в деятельности, разделять любую деятельность на этапы, ставить задачи, распределять время.

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.

5. Помогайте ребенку строить его систему ценностей.

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением.

7. Помогайте ребенку познать себя, повышайте его самооценку.

8. Учите ребенка общаться с другими людьми.

9. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

 

Как вести себя с гиперактивным  ребенком

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Посадить ребенка рядом с собой.

3. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

4. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Устраивать физкультминутки.

5. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

6. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Предоставлять ему возможность выбора.

8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Всегда оставаться спокойным.

 

Как избавиться от гнева

1.  Если вы расстроены, то ребенок должен знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное  настроение. Давай поговорим позже »).

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться. Именно ваш пример того, как грамотно справляться с раздражением, поможет вашему ребенку освоить приемы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

•   посчитайте до 10;

•   напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

•   в течение 3—5 минут делайте обычный вдох и длинный глубокий выдох;

•  разорвите или сомните ненужную бумагу, газету;

•  потопайте ногами, побейте подушку;

•  сделайте для себя что-нибудь приятное.

3. Отложите обсуждение с ребенком его поведения или отмените, если возможно, совместные дела.

4. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

5. Говорите тише, не делайте резких движений.

6.  Если есть возможность, выйдите в другую комнату или на свежий воздух.

 

Как правильно относиться к ребенку

1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вы хотите его видеть. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

2. Помогите ребенку стать не вами, а собой. Главная цель воспитания — счастливый человек.

3. Принимайте ребенка таким, каков он есть — со всеми его достоинствами и недостатками.

4. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

5. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб.

6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок уникален.

9. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

10. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

11. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

12. Не унижайте своего ребенка. Воспитание без уважения — это подавление.

13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка.

14. Не забывайте, что самые важные встречи ребенка — это его общение с другими детьми. Принимайте друзей своего ребенка. Обращайте больше внимания на них, подростки очень подвержены влиянию сверстников.

15. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.

16. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Любите его любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Поддержка ребенку нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

17. Общаясь с ребенком, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который пока с вами.

 

 


Гимназия восточных языков №4
2017
Сайт создан