Гимназия восточных языков No4

Меню

Мастер-класс Салиной О.В. "Коучинг-технология как средство саморазвития личности школьника"

Коучинг-технология как средство саморазвития личности школьника

Недавно, выступая перед молодежью, президент В.В. Путин заявил о том, что России «необходимы люди с новыми знаниями, новыми подходами, что называется, готовые к вызову. Те, кто в душе и сердце хочет ответить на этот вызов, готов это сделать и искренне будет к этому стремиться. А если так, то обязательно будет добиваться результата». Таких людей призваны готовить все образовательные учреждения, начиная с самого раннего возраста. Педагогам необходимо научиться мотивировать личность на постановку серьезных жизненных целей, направленных в будущее и сосредоточенных на успехе в конечном результате.  Это веяние времени.  На это направлен и федеральный государственный образовательный стандарт, который требует от педагога умения применять новейшие технологии.

Каждый раз, когда я беру 1класс, на самом первом уроке я задаю ребятам вопрос: для чего вы пришли в школу? ( Ответ: чтобы учиться!) Следующий вопрос – зачем надо учиться? (Ответы: чтобы получать 5-ки, чтобы быть умными) Следующий вопрос – зачем нужны 5-ки, что значит быть умным? зачем быть умными? (Как правило, здесь ответы – чтобы не ругали родители и учителя, чтобы всё знать). А зачем всё знать? Можно ли знать всё? А далее - вода в ступе. Получается, что дети, приходя в школу, не видят настоящего мотива, и, если возникают трудности, то и учиться не надо, не хотят, не понимают зачем их заставляют. Учителя старших классов утверждают, что и на выпуске не все обучающиеся ясно видят эти цели, видят их призрачно, не делают никаких шагов к её достижению. И это – проблема.

   Для решения этой проблемы я использую технологию коучинга, т.к. она прекрасно подстроена под ФГОС в плане достижения и предметных, и метапредметных, и личностных результатов.      

     И так – коучинг.

Коучинг (от англ. coaching – тренерство или совместное достижение) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей.

Основные базовые этапы коучинга: (т.е. этапы достижения цели)

-        постановка цели («Чего ты хочешь?»),

-        проверка реальности, т.е. анализ текущей ситуации («Что происходит?»)

-        выстраивание путей достижения (наработка вариантов — «Что нужно сделать?»),

 -        достижение (этап воли) – (реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»)

Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося и поддержки в достижении планируемого результата.   

Назовём основные принципы коучинга:

1) Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.

2) Обучение на успехе, а не на ошибках.

3) Ориентир не на проблему, а на решение.

4) Направленность: из настоящего в будущее.

5) Все ответы находятся внутри человека – человек себя оценивает сам.

Роль педагога-коуча в том, что он усиливает осознанность и ответственность учащихся: помогает определить цель, составить план, перейти к действиям, вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу.   

  Как же выстроить с учащимся его цели? Для этого хороша технология СМАРТ.

 Многим из вас знакомо понятие SMARTфон (умный телефон). SMART – цели – умные цели. Это аббревиатура.

  5 признаков поставленной SMART-цели (умной цели):

  S (Specific) — Конкретная. Цель должна быть четкой, конкретной. Что это значит?  Регулярно посещать спортзал – цель неконкретная. Посещать тренажерный зал (а еще лучше определить вид спорта – бассейн, занятия йогой или аэробикой) 2 раза в неделю (среда, пятница)по полтора часа – цель конкретная. И не забываем о том, что цель должна быть сформулирована в позитиве. Перестать есть сладкое – это не цель. Весить 55 кг – это цель.

  M  (Measurable) — Измеримая. Поставленная вами цель должна иметь измеримые результаты. Выучить иностранный язык – неизмеримая цель. Выучить Х слов, сдать сертификационный тест и т.п. – цели конкретные и измеримые. Когда сложно понять, чем измерить результат, избегайте формулировок «Я пойму по своим ощущениям». Ощущения – вещь субъективная, и вы можете остановиться, так и не достигнув цели, или продолжать вечный бой с тенью. Если совсем сложно придумать измеримую цель, используем шкалирование:

§Оцените от 1 до 10, на сколько вы сейчас приближены к своей цели (знаю язык на 3 из 10).

§Оцените от 1 до 10, сколько баллов вы хотите получить, чтобы считать свою цель достигнутой (хочу знать язык на 7 из 10).

§Как вы узнаете, что достигли этого результата (смогу писать письма без словаря/ смогу поддержать беседу с иностранцем на туристические, бытовые темы/ смогу читать художественную или профессиональную литературу без словаря).

 А (Achievable) — Достижимая. Вы должны иметь возможности достичь поставленной цели, хотя бы в потенциале. У вас должны быть ресурсы(внешние и внутренние) для ее достижения, либо вы должны быть способны эти ресурсы обрести. Осмотрите свои резервы и ресурсы. Что у вас уже есть, что необходимо приобрести еще?

  R (Realistiс)— Реалистичная/Релевантная. Необходимо оценить собственные возможности к достижению поставленной цели. Напишите, что у Вас есть для достижения своей цели и чего на данный момент Вам не хватает. Также ваша цель должна согласовываться с другими Вашими жизненными целями, не противоречить им. Например, поставив цель вставать раньше, вам придется и ложиться раньше  для того, чтобы высыпаться, или искать другие возможности для  полного восстановления своих сил.

  Т (Timed)— Определенная по времени. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Для кого-то этот пункт окажется самым сложным – ставим своей цели конкретный срок исполнения. Когда я хочу достичь этой цели? Какой это будет год, месяц, день? И не забывайте, что цель, не определенная во времени, всего лишь мечта!

 Конечно ставить СМАРТ-цели не просто.  Этому надо  самим научиться. Давайте попробуем определить: цели, которые поставили наши гимназисты, являются СМАРТ-целями или нет.

Как помочь им скорректировать эти цели под СМАРТ.

Основная цель коучинга: устранить внутренние препятствия на пути достижения эффективности.

  Чтобы педагог смог смотивировать ребят на постановку целей, на шаги по её достижению существуют специальные техники.

1) «Глобальное слушание» 

2)«Сильные или открытые вопросы»

     Требования Федерального Стандарта начального и основного общего образования ориентируют на формирование у школьников регулятивных метапредметных умений: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии.  Технология коучинга как нельзя лучше работает на развитие различных компетенций учащихся. Мне особенно нравится, как развивается умение анализировать.

Основные базовые этапы коучинга: (т.е. этапы достижения цели)

- постановка цели («Чего ты хочешь?»),

- проверка реальности, т.е. анализ текущей ситуации («Что происходит?»)

- выстраивание путей достижения (наработка вариантов — «Что нужно сделать?»),

- достижение (этап воли) – (реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»).

Я меньше хочу остановиться на втором этапе коучинга, т.к. он более актуален при выстраивании линии жизни молодого учителя. В начальной школе дети никак не анализируют состояние ситуации. Их еще надо обучить. Это в большей степени необходимо в средней и старшей школе. А вот 3 этап- очень важный. (зачитать).

При проведении коучинга в младшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения.

Хочу представить  некоторые приемы, которыми я пользуюсь, (форму правда недавно заимствовала).

 «Линия времени» представляет собой векторную стрелку из настоящего в будущее – «Как научиться хорошо читать». Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей учащегося. Её можно составлять самостоятельно или совместно с преподавателем или родителями.

Направления для целеполагания можно предлагать различные «Я – хороший человек» (личностные УУД), «Я – хороший ученик», и т.п. Для меня была актуальной «Как научиться хорошо читать». Здесь указаны сроки (для каждого уч-ся свои). Поставлена цель конкретная. Продуманы шаги под ее достижения. (Проанализируйте, приведут ли эти шаги к поставленной цели?)

Приведём пример «Линии времени» по направлению «Я – хороший ученик»

Я – хороший ученик

 

 

Рисунок 2 – «Линия времени» 

 

Параметры успешности по вопросам «Что я для этого сделал?»«Что я еще могу сделать?» могут быть следующими:

- регулярно посещал, посещаю (и буду посещать) все занятия (уроки),

- участвовал и участвую в конференциях, олимпиадах, конкурсах,

- углубляю свои знания и умения на факультативах, кружках,

- участвую в проектной деятельности,

- регулярно занимаюсь самообразованием по интересующей меня тематике.

Прием «Колесо достижений» – «Умею ли я самостоятельно решать задачи» представляет собой круг, разделённый по секторам, соответствующим формируемым конструктивным умениям и содержащий оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению Каждый обучающийся в персональной карте с определённой периодичностью (например два-три раза в течение семестра) закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям.

Существуют уже разработанные критерии для оценивания по десятибалльной шкале по всем предложенным параметрам. Но на данном этапе я пользуюсь личным мнением ребенка.

1 – знаю о существовании такого умения;

2 – понимаю сущностное содержание термина;

3– могу сформулировать определение понятия целеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.;

4 – понимаю, зачем мне необходимо это умение;

5 – умею выполнять данное действие с помощью преподавателя;

6 – умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках отдельных учебных дисциплин;

7 – владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин;

8 – владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.;

9 – могу обучить другого человека данному умению;

10 – систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.

 

Конкурс сайтов

"Сведения об образовательной организации"

–    Подраздел "Основные сведения"

Подраздел "Структура и органы управления образовательной организацией"

–  Подраздел "Документы"

Подраздел "Образование"

–  Подраздел "Образовательные стандарты"

–  Подраздел "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав"

–  Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса"

–   История создания образовательного учреждения

–  Условия приема учащихся

–  Публичный отчёт руководителя  образовательного учреждения

–  Новости.

–  Информация о достижениях учреждения, его педагогов, учащихся   

 «Наличие обратной связи»

«Дорожная безопасность»

 «Методическая работа на сайте»

–  Блог учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования. 

– Наличие ссылок на связанные сайты 

- «Деятельность учащихся» находится на вкладке воспитательная работа

- «Профориентация»

- Материалы для выпускников

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия восточных языков №4


Адрес: Российская Федерация, 680021,  город Хабаровск, улица Герасимова, дом 16

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефоны: 57-42-60

Директор МАОУ гимназии № 4: 

Горлова Ирина Владимировна, т. 57-40-92


 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Персональные данные обучающихся размещены на основании согласия и в соответствии с федеральным законом от 27.06.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных"

Гимназия восточных языков N4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия восточных языков №4


Адрес: г. Хабаровск, ул.Герасимова, 16

Директор: Горлова Ирина Владимировна

Телефоны: (4212) 57-40-92

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Гимназия восточных языков №4
Сайт создан