Гимназия восточных языков No4

Меню

Рекомендации психолога «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»

     Рекомендации  психолога «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»

 

Уважаемые выпускники!

 У  вас  впереди  ответственный  и  серьёзный  этап: ЕГЭ. Это  очень  интересно  и  увлекательно!! Следует заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

• Вас встретят доброжелательные педагоги,

• Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,

• На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

 Ознакомьтесь, пожалуйста, с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение собственно во время экзамена.

 Подготовка к экзамену:

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

  Во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

 

 

                   Рекомендации   психолога  для  родителей.

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

 1. Не тревожьтесь сами! Внушайте ребёнку мысль, что  количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Виржиния Сатир (американский психолог)  выявила, что для хорошего самочувствия, и даже просто для жизненного выживания  ребёнку необходимо минимум 8  объятий  в день!

Не стесняйтесь – обнимайтесь! Гладьте по голове ваше чадо, хорошо бы ещё лёгкий массаж предплечья!

3. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.

4. Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Посоветуйте  вовремя сделать передышку. Объяснит ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

5. Обратите внимание на питание ребёнка! Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.

6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова»- вечером.

7. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

8. Непосредственно во время подготовки к экзаменам  важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические напитки, т.к. нервная система и так на взводе. Немалый вред может нанести работающий телевизор, радио. Ребёнок может слушать музыку во время подготовки, но пусть эта музыка будет без слов, инструментальная.

9. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему  вернуться;

- если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

10. Не критикуйте ребёнка после экзамена.

ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

Родители не могут  ВМЕСТО  ребёнка сдать экзамены, но они могут бытьВМЕСТЕ с ребёнком во время его подготовки к экзамену.

 

 

 

Рекомендации психолога по устранению зависимостей

  

       Рекомендации родителям детей попавших в зависимость от компьютерных игр, табакокурения, наркотиков.

               Причины компьютерной зависимости у подростков

Хаос

В жизни подростка бардак. На него давят с разных сторон и все чего-то требуют: родители хотят одного, школа — другого, друзья — третьего. Подросток пытается угодить всем, только реализовать это трудно. В какой-то момент он перестает понимать, зачем он делает то, что делает, реальны ли его желания и стремления или навязаны извне. Компьютерные игры дают возможность найти то, что нравится ему, а не хотят другие.

Стресс

Впервые отвергла или бросила девушка, предал друг. Вокруг — несправедливость, в школе — предвзятое отношение. Мир не похож на тот, о котором рассказывали родители. Подросток копит отрицательные эмоции, которые должны как-то выйти. Поиграть в компьютер — доступный и безопасный способ сделать это.

Одиночество

Состояние, в котором подросток не может ни с кем поделиться своими истинными переживаниями. Родители могут быть дома, в соседней комнате может жить бабушка или дедушка, но он будет одинок, если думает, что его никто не понимает и не поддерживает.

Сеть перенесла большую часть нашего общения на виртуальное поле. Незнакомцу, который может даже не знать настоящего имени ребенка, проще рассказать о проблемах и, даже, получить от него поддержку.

Внутрисемейные конфликты

Сам факт дисбаланса в семье вынуждает подростка сбежать: на улицу, к друзьям или компьютеру.

Неодинаковое отношение к детям

Когда в семье несколько детей, они не будут одинаковыми. Это касается характера, поведения, здоровья и талантов. Если один ребенок проявляет себя где-то лучше, чем другой, — нельзя это показывать. Тем более, заострять на этом внимание или относиться лучше или хуже к кому-то из детей. Видеоигры дают возможность каждому почувствовать свою уникальность, найти и развить свои сильные стороны.

Завышенные ожидания

Если родители намекают ребенку на то, что ждут от него только лучших результатов, это может сломать его решимость. 

Побеждать всегда и во всем невозможно, если ребенок решит, что любовь родителей нужно заслужить, он будет бояться приносить плохие результаты, что в итоге может спровоцировать уход от реальности.

 

                     Признаки игровой зависимости у подростков:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у подростка, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

 

 

Рекомендации по предотвращению развития компьютерной зависимости

у подростков.

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

 

 

                       Профилактика табакокурения у подростков.

Если возникла мысль, что ребенок курит, следует обратить внимание на следующие признаки:

  • продолжительное табакокурение в больших количествах приводит к изменению цвета ногтей и зубов (они становятся желтыми);
  • длительное отсутствие возможности покурить характеризуется эмоциональной лабильностью, раздражительностью и агрессией;
  • увеличение карманных расходов;
  • появление нового парфюма со стойким запахом, который в 85% случаев ребенок носит с собой;
  • курение каннабиса проявляется покраснением и инъецированием склеры глаз, изменением характера и поведения подростка;
  • в карманах одежды можно обнаружить зажигалки, спички, прозрачную упаковку от пачки сигарет, следы табака;
  • у курящих детей верхняя одежда сильнее пахнет сигаретами в области манжет рукавов и капюшонов.

                 Как бросить курить подростку и чем могут помочь родители?

Отучить от пагубной привычки может только правильно сформированная система ценностей и мотивационная основа:

  • Побуждение и стимулирование ребенка к отказу от сигарет. В психологии такой подход называется положительной мотивацией. Стимулом может послужить желанный подарок, будущие спортивные достижения, успехи в учебе, родительская похвала и признание.
  • Ограждение от табачного дыма. Если в семье есть курящий человек, ему не следует курить в присутствии подростка.
  • Если родители курят, то можно предложить ребенку вместе избавиться от вредной привычки. Заинтересованность у него вызовет спор или соревнование, в котором он точно не захочет уступить взрослым. Дети не любят проявлять слабохарактерность и выглядеть в чужих глазах безвольными.
  • Формирование у ребенка черт индивидуальности и критического мышления, чтобы он смог противостоять упрекам, насмешкам и неправильным подростковым приоритетам.
  • Использование приемов стандартной антитабачной кампании: рассказы о воздействии никотина на системы органов и о влиянии сигарет на здоровье в целом.

 

                                Причины подростковой наркомании

Биологические. В эту группу входят лица с генетически-обусловленными особенностями обмена нейромедиаторов. В этом случае в головном мозге более быстро возникают и закрепляются связи, отвечающие за привыкание к наркотическому веществу и формирование устойчивой зависимости.

Также вероятность развития наркозависимости существенно повышена у лиц с различными акцентуациями характера, при которых наблюдается избирательная уязвимость к различному роду психогенных раздражителей (к которым также относятся наркотики).

Подростки с психопатией, олигофренией, маниакально-депрессивным психозом и шизофренией также более склонны к вовлечению в наркоманию и приобретение зависимости.

Психологические. К психологическим факторам, повышающим вероятность развития наркотической зависимости, относятся:

  • личностная незрелость;
  • слабая или отсутствующая воля;
  • отсутствие жизненных целей и ориентиров;
  • стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться собственным желаниям;
  • неумение или нежелание оценивать возможные последствия принятых решений;
  • желание получать желаемое немедленно и без оглядки на потенциальные риски.

Но даже при наличии перечисленных факторов необходим своеобразный толчок к тому, чтобы у подростка возникла потребность в принятии наркотиков. Чаще всего провокаторами этого желания становятся проблемы психологического характера, которые базируются на искаженном восприятии реальности, неправильном воспитании, нездоровой обстановкой в семье.

Также не следует исключать естественные особенности подросткового возраста (гипертрофированная эмоциональность, гормональные «бури» и пр.). В сочетании с одним или несколькими из перечисленных выше обстоятельств они способны стать предпосылкой к наркомании. Подросток находится в зоне повышенной уязвимости, так как подвергается воздействию постоянно растущего количества перемен. В пубертатном периоде с ним происходят достаточно резкие изменения — меняется тело, отношение к жизни, социальный статус и все, что совсем недавно казалось незыблемым, становится шатким и непрочным. Более того, самооценка подростка может резко колебаться от «Я – пустое место», до «Я лучше всех» под влиянием незначительных обстоятельств. А постоянно растущая потребность в формировании новых социальных связей, получении новых и острых впечатлений и создании образа «своего парня» в среде ровесников может толкнуть подростка на необдуманные поступки. В том числе, на знакомство с асоциальными и преступными элементами, среди которых наркомания — обычное явление, и на согласие попробовать наркотики, чтобы не быть «белой вороной».

Социальные. Предпосылкой к подростковой наркомании могут быть особенности самой среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, недостаточный контроль со стороны родителей, или принадлежность семьи к асоциальной группе существенно повышает вероятность развития зависимости у подростка.

Еще одним значимым социальным фактором является желание самого подростка выделиться в компании друзей (или, наоборот, не выделяться, если в компании наркомания — привычное явление), произвести впечатление на окружающих и повысить таким образом свой социальный статус.

Специалисты отмечают, что среди всех случаев подростковой наркомании наблюдается определенная закономерность. Так, на детей, которые употребляют наркотики периодически и не проявляют ярко выраженной зависимости, чаще влияют социальные факторы. А в случаях с тяжелой наркотической зависимостью присутствуют биологические и психологические предпосылки.

Признаки наркомании у подростка

Изменения в поведении. Перемены могут коснуться любой области жизни ребенка, но не оставляют сомнений: с ним что-то происходит. Так, подросток, который отличался хорошей успеваемостью в школе, может внезапно потерять интерес к учебе, и объяснять плохие оценки придирчивостью учителей и подобными обстоятельствами. Если ребенок посещал спортивную секцию, кружки по интересам и пр., а также отличался коммуникабельностью — он теряет интерес и к этому. Он все реже занимается тем, чем всегда был увлечен, отдаляется от друзей и одноклассников.

Дома он проводит все меньше времени, а на вопросы о том, где он был и чем занимался, отвечает уклончиво или лжет. У подростка появляются новые друзья, с которыми он не знакомит старых приятелей и родителей.

Его отношения с членами семьи также вызывают обеспокоенность: подросток часто общается в агрессивном тоне, отказывается выполнять порученные ему дела и, в целом, полностью выходит из подчинения.

Попытки родителей заставить подростка остаться дома или перестать общаться с новыми друзьями, вызывают вспышки гнева и даже приводят к тому, что ребенок сбегает из дома на несколько дней.

Характерным признаком наркомании является необоснованная и частая смена настроения и активности. В течение нескольких часов подросток может переходить из состояния безудержного веселья и ненормальной, суетливой активности в мрачное расположение духа и безразличие, которое сопровождается заторможенностью движений и речи.

Изменения во внешнем виде. Следует обратить внимание на внезапно появившуюся у подростка привычку носить одежду с длинными рукавами при любой погоде. Это может быть признаком употребления инъекционных наркотических веществ.

Кроме того, для наркозависимых характерна общая неопрятность и болезненный внешний вид:

  • игнорирование требований к личной гигиене;
  • неряшливость в одежде;
  • бледная или с серым оттенком кожа;
  • отечность лица и кистей рук;
  • сухие ломкие волосы, из-за чего подросток выглядит так, словно не причесывается.

Изменения аппетита. При наблюдении за подростком, вовлеченным в наркоманию, может возникать впечатление, что ребенок просто забывает о еде. Когда родители приглашают его за стол, подросток может с удовольствием съесть все предложенное, но без упоминания о еде, сам он о ней не вспоминает. Другая крайность — ненормальный аппетит, граничащий с обжорством, когда подросток жадно ест все, что только находит на столе или в холодильнике.

Нарушения речи. Находясь под воздействием наркотиков, подросток может невнятно говорить, или его речь слишком быстрая, без пауз — отдельные слова сливаются воедино. Между приемом наркотических веществ у подростка наблюдается несвязность речи, «перескакивание» с темы на тему без оснований на это, а также неспособность сосредоточиться на вопросах или замечаниях близких — ему каждый раз необходимо какое-то время, чтобы понять смысл обращенной к нему фразы.

Избегание контактов с окружающими. Замкнутость может граничить с социофобией — ребенку не просто неприятны контакты с окружающими, он страшится их. Подросток может находить самые невероятные причины, чтобы не выходить к семейному обеду, не отвечать на звонки родителей и друзей. Но при этом он с готовностью и даже с радостью поддерживает контакты со своими «единомышленниками» — приятелями, зависимыми от наркотиков или помогающими их доставать.

Речевые обороты. В речи ребенка появляются новые слова и выражения. Это может быть «космос», «кислота», «соль», «миксы»,  «план», «дурь», «химка», «травка», «солома», «винт», «камень», «колёса» и пр. Хотя подросток избегает произносить такие слова в присутствии членов семьи, он может «проговориться» в телефонном разговоре с приятелями.

Соматические и вестибулярные признаки. По мере того, как организм ребенка все больше страдает от наркотических веществ, все очевидней становятся признаки этого. Так, у подростка могут наблюдаться эпизоды нарушения координации движений, неспособность ориентироваться в пространстве, непереносимость яркого света, тошнота и рвота, приступы чрезмерной потливости.

В зависимости от способа приема наркотиков (вдыхание, инъекции, курение и пр.) могут присоединяться такие симптомы как заложенность носа, насморк, слезотечение, пересыхание красной каймы губ, доходящее до растрескивания кожи, отсутствие обоняния и вкуса.

                     Профилактика подростковой наркомании

Раннее начало профилактики

Наркомания начинается не с наркотиков. Она берет свое начало в толерантном отношении к любым нездоровым привычкам, которые ребенок может наблюдать в семье, в близком окружении, в компании друзей, по телевидению и пр. При отсутствии разъяснительных бесед о губительных результатах нездорового образа жизни, у ребенка с раннего детства формируется «разрешающая» установка на приобретение вредных привычек.

Разъяснение последствий наркомании

Беседы с родителями и педагогами на тему вреда наркомании не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Такая наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.

Установка на здоровый образ жизни

Негативные примеры наркомании должны быть «уравновешены» другими, позитивными примерами здорового образа жизни. В ребенке следует формировать отношение к ЗОЖ, как к единственно правильной модели (смотрите статью: "Формирование здорового образа жизни"). Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, которые они опровергают собственным примером.

Реалистичность примеров

Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это — не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо наркомании. Это может быть приглашение в школу нарколога, который выступит перед всем классом и продемонстрирует фото- и видеоматериалы, демонстрирующие уродующее действие наркотиков на физическое и психическое состояние человека. Также можно показать учебные или документальные фильмы, описывающие действие наркотических веществ на головной мозг, сердце, репродуктивные органы. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях с кем-либо, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается зависимость отца или матери для их детей (врожденные пороки и уродства, тяжелые заболевания, умственная отсталость и пр.).

Исключение сомнительных контактов

Поведение подростка во много подчиняется законам, принятым в коллективе. Поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями — серьезный фактор риска. Но при устранении таких контактов следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями — это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие, которое увлечет его сильнее, чем времяпровождение с приятелями. Это может быть какой-либо вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Доверительные отношения с родителями

Чем сложнее отношения ребенка с родителями, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» — глоток пива или таблетку экстази — спрогнозировать невозможно.

Задача родителей — сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери — людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важно.

Но самое главное — помните: профилактика подростковой наркомании должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что наркотическая зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.

 

                   Рекомендации по защите персональных данных.

 

Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/,

 

 

 

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

          Рекомендации психолога родителям пятиклассников.

 

Воспитание подростков

Парадоксы подростковой психики

 

Подростковый возраст — это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который диктует специфические парадоксы подростковой психики.

1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

2. Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» и одновременно полностью слиться со своим окружением, «быть как все» — в компании, в классе, во дворе и т. д.

3. Подростку интересно все сразу и ничего.

4. Подростку хочется всего и сразу, а если позже — «то вообще тогда не надо».

5. Подросток очень неуверен в себе при всей своей демонстрируемой самоуверенности.

 

Психологические задачи подростка

Подросток решает следующие психологические задачи:

1. Осознать и принимать физические изменения в своем теле.

2. Развивать способность рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках.

3. Учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность.

4. Осознать ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в своих ошибках.

5. Развивать отношения с людьми своего и противоположного пола.

6. Исследовать ценности, отличающиеся от ценностей родителей и родной культуры.

7. Развивать свою сексуальную зрелость.

8. Обретать финансовую независимость.

 

Изменения личности подростка

1. Осознание и принятие физического изменения своего тела.

2. Развитие абстрактного мышления. Осознание границ своей личности.

3. Изменение статуса в семье и в обществе: уже не ребенок, но еще и не взрослый.

4. Изменение отношений со сверстниками. Дружба и любовь.

5. Изменение отношений с родителями и значимыми взрослыми.

 

Причины отклонения в поведении

1. Социально-педагогическая запущенность, когда ребенок неправильно ведет себя в силу своей невоспитанности, сформированности у него негативных стереотипов поведения.

2. Психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений, систематическими неуспехами в учебе, несправедливым отношением со стороны родителей, учителей, сверстников и т. д.

3. Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризы и другие причины психоневрологического и физиологического свойства.

4. Отсутствие позитивных жизненных целей и планов, условий для самовыражения, незанятость полезными видами деятельности.

5. Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе дезадаптация.

 

Факторы риска отклоняющегося поведения

1. Состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, неблагополучная семья).

2. Материальное положение семьи (бедность или богатство).

3. Низкий социально-культурный уровень родителей.

4. Отсутствие семейных традиций.

5. Стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жесткость родителей, бесправие ребенка).

6. Отрицание самоценности ребенка.

7. Удовлетворение потребностей детей (их недостаток или избыток).

8. Злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.

9.  Попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо внешних воздействий на ребенка оказывают влияние и внутренние факторы риска. К ним относятся:

1. Ощущение собственной значимости и ненужности.

2.  Низкая самооценка.

3. Неуверенность в себе.

4. Недостаточный контроль и самодисциплина.

5. Незнание или непринятие социальных норм и ценностей.

6. Неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях.

7. Неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и других людей.

 

Рекомендации по общению с подростками

1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.

2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно.

3. Научитесь доверять подросткам и верьте в их способность выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым.

4. Объясняйте подросткам, что именно вы ждете от них. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они будут не соблюдать правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться: что они думают по поводу установленных правил и последствий в случае их нарушения.

5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

6. Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с подростками о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

7.  Не отталкивайте подростков, если они обратились к вам за помощью.

8. Помогите подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему.

 

Как готовить домашние задания (памятка для учащихся).

 

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен,

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т. п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов и средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри  все  ли задания  записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари и т. п.). После того как приготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т. п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже извесным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть по отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами. По данным

психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание  на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

21. Составляй план  устного ответа.

22. Проверяй себя. У тебя все получится!

 

Метод «5  П»

1. Просмотри текст (бегло).

2. Придумай к нему вопросы.

3. Пометь карандашом самые важные места.

4. Перескажи текст.

5. Просмотри текст повторно.

 

Десять советов родителям.

1. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему сыну или дочери не будет нужды искать сомнительные источники «острых ощущений» и не захочется испытать на себе действие опасных веществ.

2. Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей.

3. Научите ребенка отказываться от тех предложений, которые кажутся ему опасными, неприемлемыми. Ребенок должен знать, что он имеет право говорить «нет» и сверстнику, и взрослому человеку, если считает это нужным.

4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти «свою» сферу деятельности, «свое» увлечение.

5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи, достижения. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с ним сегодняшним, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

6. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Научите его самостоятельно справляться с посильными для него проблемами.

7. Дайте ребенку возможность почувствовать себя взрослым - поручите ему опеку над младшими братьями или сестрами, пожилыми родственниками и т.д., почаще просите помочь вам.

8. Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин - яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.

9. Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников использующими алкоголь или курящими.

10. Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.

 

 

Советы родителям: профилактика наркомании

1.  Сделайте жизнь своего ребенка-подростка интересной и разнообразной, чтобы не было в ней места для скуки и безделья.

2. Учите ребенка искусству общения: как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников. Будьте внимательны к нему — он должен быть уверен, что вы готовы его выслушать, понять и помочь.

3. Научите ребенка говорить слово «нет», отказываясь от того, что ему кажется опасным, неприемлемым.

4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти ему свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к его занятиям.

5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с его сегодняшним. Поддержите его в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

6.  Выдвигаемые вами требования должны быть по силам ребенку. Не забывайте, что ваш пример сильнее любых слов.

7.  Постарайтесь познакомиться с друзьями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать только в крайних случаях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

8. Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность. Советуйтесь с ним при обсуждении семейных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах.

9. Сформируйте у ребенка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Сделайте акцент на факторах, имеющих большое значение в подростковой среде.

10. Убедите ребенка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков. Любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.

 

Советы родителям: профилактика табакокурения

1. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток не курил, вы сами не должны этого делать. Если ребенок видит, что вы курите, и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.

2.  Если в числе значимых взрослых есть курильщики, то, во-первых, следует дать понять или просто сказать ребенку, что не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку. В такой ситуации необходимо честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бросить курить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным и не курить в доме. Такое поведение показывает подростку, что курение накладывает определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.

3. Даже если никто из домашних не курит, у вас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила, относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у вас дома.

4. Говорить с ребенком нужно в доверительной обстановке, обязательно на равных. Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения. Нужно выяснить знания ребенка по проблеме и в дальнейшем разговор строить, опираясь на эти знания. Бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

5. Фразы, которые не стоит произносить в общении с ребенком-подростком, и его возможная реакция на такие фразы:

Ты еще мал курить! (Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый.)

Чтоб я не видел тебя с сигаретой! (Нет проблем, буду курить в более приятной компании.)

Курят только глупые люди. (Может, твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят.)

Не смей курить!!! (Не смейте мне приказывать!!.)

Увижу с сигаретой — выгоню из дома! (Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть.)

Сигарета — это яд. Капля никотина убивает лошадь. (Это банально, к тому же я не лошадь.)

Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики. (А что, можно попробовать.)

6. Нужно выяснить причины курения и постараться их устранить:

•  если из любопытства, то расширить круг интересов подростка;

•  если для того, чтобы казаться взрослее, то не относиться к нему как к ребенку;

•  если за компанию, то нереально оградить вашего ребенка от тех, кто подает нежелательный пример, зато можно научить его самостоятельно мыслить и не следовать за толпой.

7. Помните, что гнев никогда не помогает решить проблему, а может озлобить ребенка-подростка и подорвать доверительность в отношениях. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, ведь избавление от курения требует времени.

 

 

Рекомендации психолога при выборе профессии (9 классы)

Рекомендации при выборе профессии (9 классы)

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

1.     Выбор профессии «за компанию».

2.     Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

3.     Увлечение только внешней стороной профессии.

4.     Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

5.     Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

6.     Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.

7.     Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

8.     Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

9.     Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

1.     Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2.     Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3.     Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4.     Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5.     Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6.     Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7.     Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8.     Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Рекомендации родителям по профориентации

 

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. 

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. 

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. 

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. 

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. 

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. 

 

 

Рекомендации психолога родителям первоклассников

Рекомендации родителям первоклассников.

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению.
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?

 

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

1.Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.

2.Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.

3.Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.

4.Умение отвечать на вопросы и задавать их.

5.Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).

6.Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.

7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).

8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.

9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).

10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

 

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
3. Причёсываться (своей расчёской);
4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
5. Утром и вечером чистить зубы;
6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
7. Пользоваться носовым платком;
8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
11. При входе в помещение вытирать обувь;
12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

1.     игры с пальчиками;

2.     пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;

3.     пальчиковые игры со скороговорками;

4.      пальчиковые игры со стихами;

5.      физкультминутка, пальчиковую гимнастику;

6.     пальчиковый алфавит;

7.     пальчиковый театр;

8.      театр теней.

Также необходимо:

1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;

2 лепить с использованием природного материала;

3 делать аппликации;

4 конструировать из бумаги (искусство оригами).

Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

1        рисование по трафаретам;

2        рисование по фигурным линейкам;

3        штриховка;

4        работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.

Рекомендации родителям первоклассников.

1.     Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.

2.     Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.

3.     Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.

4.     Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.

5.     Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.

6.     Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.

7.     Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.

8.     На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.

9.     Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.

10.                       Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.

11.                       И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.

12.                       И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

13.                       Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этому появится опыт размышлений о себе и своей жизни. 

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Гимназия восточных языков №4
Сайт создан