Гимназия восточных языков No4

Меню

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

          Рекомендации психолога родителям пятиклассников.

 

Воспитание подростков

Парадоксы подростковой психики

 

Подростковый возраст — это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который диктует специфические парадоксы подростковой психики.

1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

2. Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» и одновременно полностью слиться со своим окружением, «быть как все» — в компании, в классе, во дворе и т. д.

3. Подростку интересно все сразу и ничего.

4. Подростку хочется всего и сразу, а если позже — «то вообще тогда не надо».

5. Подросток очень неуверен в себе при всей своей демонстрируемой самоуверенности.

 

Психологические задачи подростка

Подросток решает следующие психологические задачи:

1. Осознать и принимать физические изменения в своем теле.

2. Развивать способность рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках.

3. Учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность.

4. Осознать ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в своих ошибках.

5. Развивать отношения с людьми своего и противоположного пола.

6. Исследовать ценности, отличающиеся от ценностей родителей и родной культуры.

7. Развивать свою сексуальную зрелость.

8. Обретать финансовую независимость.

 

Изменения личности подростка

1. Осознание и принятие физического изменения своего тела.

2. Развитие абстрактного мышления. Осознание границ своей личности.

3. Изменение статуса в семье и в обществе: уже не ребенок, но еще и не взрослый.

4. Изменение отношений со сверстниками. Дружба и любовь.

5. Изменение отношений с родителями и значимыми взрослыми.

 

Причины отклонения в поведении

1. Социально-педагогическая запущенность, когда ребенок неправильно ведет себя в силу своей невоспитанности, сформированности у него негативных стереотипов поведения.

2. Психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений, систематическими неуспехами в учебе, несправедливым отношением со стороны родителей, учителей, сверстников и т. д.

3. Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризы и другие причины психоневрологического и физиологического свойства.

4. Отсутствие позитивных жизненных целей и планов, условий для самовыражения, незанятость полезными видами деятельности.

5. Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе дезадаптация.

 

Факторы риска отклоняющегося поведения

1. Состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, неблагополучная семья).

2. Материальное положение семьи (бедность или богатство).

3. Низкий социально-культурный уровень родителей.

4. Отсутствие семейных традиций.

5. Стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жесткость родителей, бесправие ребенка).

6. Отрицание самоценности ребенка.

7. Удовлетворение потребностей детей (их недостаток или избыток).

8. Злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.

9.  Попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо внешних воздействий на ребенка оказывают влияние и внутренние факторы риска. К ним относятся:

1. Ощущение собственной значимости и ненужности.

2.  Низкая самооценка.

3. Неуверенность в себе.

4. Недостаточный контроль и самодисциплина.

5. Незнание или непринятие социальных норм и ценностей.

6. Неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях.

7. Неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и других людей.

 

Рекомендации по общению с подростками

1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.

2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно.

3. Научитесь доверять подросткам и верьте в их способность выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым.

4. Объясняйте подросткам, что именно вы ждете от них. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они будут не соблюдать правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться: что они думают по поводу установленных правил и последствий в случае их нарушения.

5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

6. Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с подростками о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

7.  Не отталкивайте подростков, если они обратились к вам за помощью.

8. Помогите подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему.

 

Как готовить домашние задания (памятка для учащихся).

 

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен,

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т. п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов и средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри  все  ли задания  записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари и т. п.). После того как приготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т. п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже извесным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть по отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами. По данным

психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание  на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

21. Составляй план  устного ответа.

22. Проверяй себя. У тебя все получится!

 

Метод «5  П»

1. Просмотри текст (бегло).

2. Придумай к нему вопросы.

3. Пометь карандашом самые важные места.

4. Перескажи текст.

5. Просмотри текст повторно.

 

Десять советов родителям.

1. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему сыну или дочери не будет нужды искать сомнительные источники «острых ощущений» и не захочется испытать на себе действие опасных веществ.

2. Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей.

3. Научите ребенка отказываться от тех предложений, которые кажутся ему опасными, неприемлемыми. Ребенок должен знать, что он имеет право говорить «нет» и сверстнику, и взрослому человеку, если считает это нужным.

4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти «свою» сферу деятельности, «свое» увлечение.

5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи, достижения. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с ним сегодняшним, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

6. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Научите его самостоятельно справляться с посильными для него проблемами.

7. Дайте ребенку возможность почувствовать себя взрослым - поручите ему опеку над младшими братьями или сестрами, пожилыми родственниками и т.д., почаще просите помочь вам.

8. Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин - яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.

9. Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников использующими алкоголь или курящими.

10. Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.

 

 

Советы родителям: профилактика наркомании

1.  Сделайте жизнь своего ребенка-подростка интересной и разнообразной, чтобы не было в ней места для скуки и безделья.

2. Учите ребенка искусству общения: как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников. Будьте внимательны к нему — он должен быть уверен, что вы готовы его выслушать, понять и помочь.

3. Научите ребенка говорить слово «нет», отказываясь от того, что ему кажется опасным, неприемлемым.

4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти ему свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к его занятиям.

5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с его сегодняшним. Поддержите его в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

6.  Выдвигаемые вами требования должны быть по силам ребенку. Не забывайте, что ваш пример сильнее любых слов.

7.  Постарайтесь познакомиться с друзьями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать только в крайних случаях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

8. Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность. Советуйтесь с ним при обсуждении семейных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах.

9. Сформируйте у ребенка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Сделайте акцент на факторах, имеющих большое значение в подростковой среде.

10. Убедите ребенка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков. Любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.

 

Советы родителям: профилактика табакокурения

1. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток не курил, вы сами не должны этого делать. Если ребенок видит, что вы курите, и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.

2.  Если в числе значимых взрослых есть курильщики, то, во-первых, следует дать понять или просто сказать ребенку, что не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку. В такой ситуации необходимо честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бросить курить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным и не курить в доме. Такое поведение показывает подростку, что курение накладывает определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.

3. Даже если никто из домашних не курит, у вас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила, относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у вас дома.

4. Говорить с ребенком нужно в доверительной обстановке, обязательно на равных. Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения. Нужно выяснить знания ребенка по проблеме и в дальнейшем разговор строить, опираясь на эти знания. Бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

5. Фразы, которые не стоит произносить в общении с ребенком-подростком, и его возможная реакция на такие фразы:

Ты еще мал курить! (Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый.)

Чтоб я не видел тебя с сигаретой! (Нет проблем, буду курить в более приятной компании.)

Курят только глупые люди. (Может, твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят.)

Не смей курить!!! (Не смейте мне приказывать!!.)

Увижу с сигаретой — выгоню из дома! (Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть.)

Сигарета — это яд. Капля никотина убивает лошадь. (Это банально, к тому же я не лошадь.)

Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики. (А что, можно попробовать.)

6. Нужно выяснить причины курения и постараться их устранить:

•  если из любопытства, то расширить круг интересов подростка;

•  если для того, чтобы казаться взрослее, то не относиться к нему как к ребенку;

•  если за компанию, то нереально оградить вашего ребенка от тех, кто подает нежелательный пример, зато можно научить его самостоятельно мыслить и не следовать за толпой.

7. Помните, что гнев никогда не помогает решить проблему, а может озлобить ребенка-подростка и подорвать доверительность в отношениях. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, ведь избавление от курения требует времени.

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Гимназия восточных языков №4
Сайт создан